Svetlana (gbhfn) wrote,
Svetlana
gbhfn

В дополнение к дискуссиям о „Золотой маске“

Из очерка
Н.П. Акимова
«Театр без зрителя».
31.01 1956.

«Для многих людей, стоящих на капитанском мостике нашего театра, серьёзным осложнением в их плодотворной работе является то печальное обстоятельство, что современный театр ещё не научился обходиться без зрителя… А между тем, какие возможности, какие перспективы открылись бы перед некоторыми руководителями, режиссерами, драматургами, учёными театроведами и инициативными начальниками, если бы эта мечта была осуществима!
Если авторы научно-утопических романов позволяют себе описывать недостижимые пока положения – полёты на отдалённые планеты, потерю по желанию силы земного притяжения, всякие лучи неслыханного действия, – попробуем и мы помечтать и представить себе новый золотой век в театре, которому не нужен зритель…
Если бы при помощи новых совершенных счётных машин можно было посчитать количество деятелей, занимающихся судьбами театра, то мы бы легко убедились в том, что эта армия значительно превосходит по своему значению контингент зрителей, тем более что она работает постоянно и безотрывно, а зрители ходят в театр только время от времени…
Новый подъём нашей драматургии, обещанный на многих совещаниях… не наступил ещё ни качественно, ни количественно только потому, что из театра не изъят зритель. В самом деле, как писать – известно, о чём писать – тоже известно… Неизвестно только: как писать, чтобы зритель это захотел смотреть.
А зритель в этом плане ведёт себя безобразно… Пьесу купили для всесоюзного распространения и во избежание кривотолков заранее наградили автора премией. Она уже прошла по всем отчётам и обеспечила многим директорам, начальникам и общественным деятелям хорошую репутацию. На ближайший квартал. И вдруг – неувязка. Зритель посмотрел и не стал ходить. Некоторое время это пытаются скрыть. Играют, мобилизуют родственников, знакомых… Но шила в мешке не утаишь. Приходится пьесу снимать. И для спасения положения играть никем не признанную комедию, которую разрешили, не рекомендуя…., о которой поэтому даже газеты не писали, но на которую ходят зрители. Эти противные зрители!
Нет сомнения, что пьесы, не рассчитанные на то, чтобы их смотрели, будут создаваться быстрее и совершеннее. Нам могут возразить, что эти пьесы кому-то, хотя бы руководству, придется все-таки читать, и что это может быть мучительно. Но мы смело отвечаем нашим оппонентам – читать их будут только в порядке служебных обязанностей, а за это положена зарплата.
А какое удобство для институтов, толстых журналов, рецензий! Труженикам этих категорий для успешной работы не только не надо будет дожидаться откликов зрителей на спектакль, не только самого спектакля, но даже и написания пьесы! Итоги театрального сезона можно будет писать на год вперед…
О том, что в театре методы не проверяются результатами, а утверждаются сами по себе, зрители не знали, реагировали на спектакль в зависимости от его качества, чем не раз ставили поборников рекомендуемых методов в трудное положение…
Несмотря на то, что в течение ряда лет театральные эрудиты разъясняют актёрам, что «играть на зрителя», «искать успеха у зрителя», «добиваться популярности» - это смертные грехи … в актерской среде всё ещё жив нездоровый душок, толкающий отсталых актёров на установление связей со зрительным залом, на получение откликов, на стремление к аплодисментам, овациям и т.п. … Радикальным средством было бы вовсе не открывать занавеса во время спектакля, чтобы оградить артистов в момент их творчества от бесцеремонного подглядывания из зрительного зала и от суждения людей, неквалифицированных в искусстве, но пока в зрительном зале существует хоть один зритель – это практически неосуществимо.
Научная принципиальность и безукоризненная честность заставляют нас признать, что мы не одиноки в разработке нашей утопии. Кое-что в этом направлении уже сделано не только отдельными режиссёрами, драматургами, актёрами, но и представителями теоретической театральной мысли. Так, в 1-м номере журнала «Театр» за этот год напечатана статья... в которой авторы в довольно смелой форме ставят на место советского зрителя, который смеет иметь своё мнение и даже позволяет себе расходиться с авторами в оценке спектаклей и пьес… Все, кто ходит на спектакли, которые (им) не нравятся, – мещане, кретины и нигилисты."
Отечественные архивы, 2013, № 1. С. 95 – 99.
Tags: ТЕАТР, Цитата
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Старенькая фотография

    На фото: папа, мама, мамин сводный брат (стоит спиной) и я. Судя по росточку (а мама у меня полтора метра ростом), тут мне лет 10 или 11:-). Ну…

  • Другое дело: дачка, или Все оттенки синего

    Куда попасть вчера как раз тоже не удалось. В последний день лета! Мужа вот сижу жду с вестями. Как оно там: забор красится или нет? Цвет…

  • Вчерашнее шоу

    Скажу сразу: ушли через 15 минут. Музыка, что содрогалась у нас внутри, нам со спутницей не очень понравилась. Видеоряд так себе. Вообще…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment
Чудесно. И очень актуально.