Svetlana (gbhfn) wrote,
Svetlana
gbhfn

Categories:

С.А.Куприянов


Куприянов Сергей Алексеевич. Художник


 

Сергей Алексеевич Куприянов родился 8 января 1928 г. в Замоскворечье. Русский. Семья жила на Пятницкой улице, 61. В 1950-х гг. переехал в соседний дом на Пятницкую, 59. Замоскворечанин в нескольких поколениях.

Отец - Алексей Павлович Куприянов, художник (1896-1939).

Мать - Людмила Георгиевна Куприянова, певица хора Московской филармонии в 1930-х гг., потом домохозяйка (1900-2005).

Первые уроки живописи получил от своего отца и художника Василия Бакшеева.

  • 1935-1941 гг. - учился в школе № 530 (Замоскворечье, Пятницкая, 59/19)
  • 1941-1943 гг. - жил в эвакуации в Ухте.
  • 1943-1944 - учился в школе № 529 (ныне - № 1259) (Замоскворечье, 5-й Монетчиковский пер., 7).
  • 1944-1948 г. - учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в Лаврушинском переулке.
  • 1948-1954 гг. - учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, окончил по отделению книги.
  • 1954-1956 гг. - работал художником в "Детгизе", иллюстрирует книги В. Астафьева, В. Бианки, В. Солоухина, А. Чехова, и др., всего более ста произведений. Иллюстратор знаменитой книги В. Солоухина "Владимирские проселки".
  • 1956-1991 гг. - работал художником в издательствах "Малыш", "Молодая гвардия", "Советская Россия", "Просвещение". Разрабатывал рисунки для конвертов.

 

Член Союза художников СССР с 1962 по 1991 гг., с 1991 г. - член Российского Союза художников.

Заслуженный художник России (1995).

Народный художник России (2007).

Мастерская Куприянова всегда располагалась в Замоскворечье:

  • с 1962 г. по 1976 г. в д. № 61 по Пятницкой,
  • с 1976 г. - в д. № 7 по 3-му Монетчиковскому пер.

Персональные выставки (неполный перечень):

  • 1991 - персональная выставка в галерее "На Солянке"
  • 1997 - персональная выставка к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности, Международный славянский культурный центр (Замоскворечье Черниговский пер.)
  • 1998 - персональная выставка в Академии художеств России (к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности)
  • 2000 - "Тихая моя Россия", персональная выставка, Международный славянский культурный центр (Замоскворечье Черниговский пер.)
  • 2002 - "Тихая моя Россия", персональная выставка, Международный славянский культурный центр (Замоскворечье Черниговский пер.)
  • 2003 - "Тихая моя Россия", персональная выставка (к 75-летию), Международный славянский культурный центр (Замоскворечье Черниговский пер.)
  • 2005 - выставка в Государственной Думе России
  • 2005 - "Тихая моя Россия. Пастель", персональная выставка, выставочный зал "Дом Нащокина" (Гагаринский пер., 4)
  • 2005 - "Тихая моя Россия", персональная выставка, Международный славянский культурный центр (Замоскворечье Черниговский пер.)
  • 2008 - "Тихая моя Россия", персональная выставка, посвященная 80-летию, Международный славянский культурный центр (Замоскворечье Черниговский пер.)

Рейтинг Куприянова в "Едином художественном рейтинге живописцев и графиков" rating.artunion.ru, (созданного Рейтинговым Центром (РЦ) при Профессиональном союзе художников) - 4В (состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком).

Ирина Медведева о творчестве Куприянова: "Художник отражает взгляд городского человека, для которого основной потребностью общения с природой составляет любование ею. И немудрено: родился Куприянов в Москве, с детства помнит Пятницкую улицу, то время, когда в московских дворах цвела сирень… В те годы семья будущего художника на лето выезжала на дачу, детские "дачные" впечатления да походы с отцом-художником на этюды ("Мне было очень интересно смотреть, как из месива красок на холсте появлялись изображения природы - тропинка, небо, деревья", - вспомнит потом Куприянов) и стали толчком к развитию внимательного и чуткого рассматривания-разглядывания "чуда": цветов, листьев, травинок - разных в разное время года, хрупких и, несомненно, завершенных в своей хрупкости. Забрать фрагмент природы в раму, создать условия для "выживания" в акварели или в пастели - любимой художником технике - кажется, и стало необходимой потребностью для Сергея Куприянова, захваченного прелестью тихого и скромного пейзажа Подмосковья. "Золотая аллея", "Замоскворечье ночью", "Купола. Переделкино" - безыскусные названия в длинном перечислении завораживают не меньше, чем тонкое звучание капели ранней весной, шуршание ветвей о стекла притихшего в летней ночи деревенского дома. В бесстрашном желании постичь через малое великое, через частное общее Сергей Куприянов нередко создает и полотна-символы: "Все проходит", "О прошлом", "Сердце России". Но всегда присутствует в обязательной чистой гамме неярких цветов и нежной гармонии линий очарованная душа неутомимого наблюдателя и охранителя вечной земной красоты."

Искусствовед Н. Дмитриева о творчестве Куприянова: "Сергей Алексеевич Куприянов глубоко национальный русский живописец, творчество которого развивает традицию реалистической школы живописи. Центральное место в ней занимает изображение природы внешне простой и скромной, и в то же время исполненной очарования и внутренней гармонии."

Писательница А. Зубова о творчестве Куприянова: "Он застенчив, не любит публичности. Молчалив, но с интересом слушает собеседника. Закрыт, но душевно распахнут на доброе дело. Вот такое причудливое сочетание в человеке внешних строгих черно-белых тонов и нежных переливов всех цветов радуги романтической души."

И. Стин о творчестве Куприянова: "Счастливый человек Сергей Алексеевич! Ни деньгами, ни славой не поврежден, с дороги своей не свернул и прошел весь путь жизни в полной взаимности со своим призванием. В основном он пишет акварелью. Несмотря на воздушность и легкость акварелей, их создателю нужна твердая рука - техника акварели переделок не допускает. Художник должен так острой чувствовать, видеть и обонять сюжет, так улавливать тончайшие переливы цвета, чтобы, прикасаясь кистью к бумаге, каждый раз мог сделать единственный и абсолютно точный мазок. Сколько же сделано этих "абсолютно точных" мазков?